Решение экологических проблем
Утилизация ртутьсодержащих отходов является одним из приоритетных вопросов в теме экологии России и Ленинградской области в том числе. Обусловлено это тем, что осуществляется массовый переход предприятий, организаций и населения на использование энергосберегающих ртутьсодержащих люминесцентных ламп, что подкреплено законодательно (ФЗ №261-ФЗ от 23.11.2009 г.). Также на данный момент невозможно применение в быту и промышленности только безртутных технологий. Содержащаяся в люминесцентных лампах, а также в медицинских термометрах и прочих устройствах ртуть является токсичным элементом высокого класса опасности (1 класс).
Зачастую ртутьсодержащие отходы не передаются централизованно населением и организациями в специальные пункты сбора. По этой причине возникают незаконные свалки и происходит загрязнение окружающей среды (воздуха, почвы, сточных вод), наносящее урон здоровью человека и животных. Также в РФ предприятиями не производится отслеживание «движения» ртути и составления баланса после утилизации ртутьсодержащих отходов, подвергаются поврежденные энергосберегающие лампы захоронению на полигонах, тогда как в большинстве случаев требуется более глубокая демеркуризация.
Подобные проблемы так же присутствуют в сфере обезвреживания прочих бытовых и производственных отходов (батареек, АКБ, оргтехники, автомобильных покрышек, нефтепродуктов, медицинских отходов и пр.). В Санкт-Петербурге и по всей России высокий уровень риска химического загрязнения окружающей среды обуславливается наличием предприятий, имеющих в своем обращении потенциально опасные вещества, развитой транспортной сетью, использованием в быту ртутьсодержащих приборов и изделий и других опасных веществ.
Экологические проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды ртутью, дали развитие целой промышленности по производству из ртутьсодержащих отходов вторичной ртути. В России известно несколько предприятий, специализирующихся на утилизации (демеркуризации) такого вида отходов (главным образом, люминесцентных ламп).
В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009г №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», постановлением Правительства от 03.09.2010г. №681 и требованиями СанПиН 2.1.7.1322-03 „Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления“ утверждены „Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащий сбор, накопление, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде“. Согласно данным правилам юридические лица, индивидуальные предприниматели, в том числе осуществляющие управление многоквартирными домами, под руководством органов местного самоуправления обеспечивают условия для сбора и временного хранения отработанных ртутьсодержащих ламп, разрабатывают инструкцию по обращению с ртутьсодержащими отходами применительно к конкретным условиям и назначают ответственных лиц.
Прием, транспортировку и утилизацию отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации, имеющие соответствующую лицензию.
В рамках реализации «Региональной целевой программы по обращению с твердыми бытовыми отходами в Санкт-Петербурге на период 2012-2020 годов», утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.05.2012 №524, Программы мероприятий по охране окружающей среды в Санкт-Петербурге на 2012-2014 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.03.2012 №271 Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности реализуется проект по сбору и обезвреживанию опасных отходов от населения.
В виду важности проблемы и по рекомендации Роспотребнадзора одновременно со сбором люминесцентных источников света для их последующей утилизации выполняется ртутьметрическое обследование мест хранения люминесцентных ламп на объектах социальной сферы с последующей демеркуризацией выявленных загрязненных помещений.
Для практической реализации экологической безопасности созданы и функционируют экологические аварийные службы (ЭкАСл), которые решают задачи по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, радиоактивных и химических загрязнений.
В 2014 году службой в общей сложности было принято и обработано 8657 обращений граждан по вопросам экологической безопасности, принимаемых в круглосуточном режиме, при этом более 60% всех обращений связаны с ликвидацией ртутных загрязнений. Всего оперативная служба в 2014 году выезжала на ликвидацию ртутных загрязнений 1998 раза, при этом собрано 11
В конце 2014 года Комитетом по природопользованию начат эксперимент по сбору отработанных малогабаритных источников тока (батареек и аккумуляторов) от населения с помощью картонных экобоксов (около 300).
Комитет уделяет большое внимание информированию населения посредством телевидения, радио, интернета (включая социальные сети), больших городских информационных табло, рекламных мест в метро и т.д. о возможности и путях бесплатной сдачи опасных отходов.
Все собранные от населения опасные отходы обезвреживаются, с максимальным извлечением вторичных ресурсов для последующего использования, а остатки подлежат безопасному захоронению.
Основной деятельностью предприятия ООО «Экологическое предприятие „Меркурий“» являются прием и переработка ртутьсодержащих отходов, оргтехники, медицинских отходов класса Б, сбор и транспортировку отработанных автомобильных аккумуляторов и покрышек, оказание услуг по выявлению ртутных загрязнений, демеркуризации помещений, ликвидации несанкционированных свалок ртутьсодержащих отходов. Услуги предоставляются на платной основе.
Перспективы
На данный момент уже разработаны и действуют программы по улучшению экологической обстановке в регионе. Добиться эффективности в вопросе утилизации опасных отходов и охраны окружающей среды и здоровья человека можно будет только благодаря целостному подходу к проблеме, т.е. комплекс мероприятий должен включать в себя различные системы сбора отходов, переработку, утилизацию, обезвреживание и размещение, а также своевременное информирование населения о сущности и важности экологических проблем (санитарное просвещение) и местах сбора отходов.
При этом предпосылки и стимулы для создания систем комплексного обращения с отходами существуют, поскольку возможно совмещение современных технологий с функционирующими организационными, законодательными и финансовыми системами.
16.07.2014